Методическая копилка
В методическую копилку я буду помещать все, что может пригодиться для работы с детьми: конспекты занятий, проекты, презентации, советы и рекомендации опытных педагогов.
Кукольный домик
Модель квартиры
Мне очень нравится разрабатывать наглядные пособия. Если распечатать эти рисунки на цветном принтере (формат А4) и наклеить на картон, то получится прекрасная игра для девочек (и для мальчиков, наверное). Например, мы с ребятами расставили эти листы вдоль шкафа, возле каждого положили соответствующую игрушечную мебель (в ванной комнате - кукольную ванночку, в гостинной - столы и стульчики и т.д.), рассадили куколок и играли весь вечер и последующие дни! Было интересно!
1. Распечатываем фрагменты на цветном принтере.
2. Наклеиваем листы на плотный картон.
3. Расставляем листы вдоль шкафа, стены или ставим
их попарно под углом друг к другу, образуя 3 комнаты.
4. Расставляем кукольную мебель и начинаем игру!
Как научить ребенка пользоваться ножницами?
Игры с песком и водой. Их влияние на сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Летний период – это время наиболее благоприятное для укрепления здоровья детей. Важное значение в закаливающих детский организм мероприятиях, имеют место «Игры с водой и песком». Для детей дошкольного возраста это не только увлекательное, но и познавательное событие.
Для этого необходимо создать элементарные условия для сенсорного воспитания, так как совершенствование жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, играет огромное значение в процессе умственного воспитания ребёнка в младшем дошкольном возрасте. И.М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от других приобретается человеком в раннем детском возрасте. Дети начинают познавать качества материалов, через их чувственное различие, и в этом им окажут большую помощь «Игры с песком и водой». Используя их, в процессе воспитания детей происходит реализация творческих замыслов и способностей дошкольников.
Элементарное оборудование должно быть на каждом участке детского сада. Песочницы, наполненные сухим песком, желательно на ножках. Увлажнять песок водой для игр можно накануне вечером, или утром до приёма детей. Песочницы должны быть оборудованы крышками, в целях гигиены, для того, чтобы песок оставался чистым. Песочницы располагают на ножках, на расстоянии от 25-45 см над землёй для удобства, тогда ребёнок не будет играть в согнутом состоянии на корточках, так как грудная клетка не должна быть в сжатом состоянии и ребёнок не должен длительное время стоять наклонившись, большая нагрузка при такой осанке идёт на позвоночник малыша.
Воспитатель во время игры должен следить, чтобы была смена деятельности детей. Желательно, после орошения водой песок можно взрыхлить лопаткой, чтобы поверхность была однородной, для лучшей лепки. Привлекать детей к играм в песочнице можно уже с первой младшей группы. Малыши с большим удовольствием играют в песке, но основным условием успешной игры, является руководство игрой взрослого, тогда игра обретает иной путь и действия детей с предметами в песочнице носят познавательный характер, а задуманные игровые действия осмысливаются детьми.
Воспитатель при первом знакомстве детей с песком, берёт от 3 до 6 человек, расставляет детей вокруг песочницы. Знакомит их с оборудованием: лопатки на каждого ребёнка, ведёрки, сито для просеивания песка, различные формочки, игрушки для игры – «мельницы», разных конструкций.
Воспитатель объясняет, как можно действовать с песком: набирать лопаткой, насыпать в ведёрки, в формочки. В игре взрослый помогает детям выделить много признаков и качеств, дети по собственному опыту, щупают на ощупь влажность и сухость песка. Частые ошибки в действиях с песком у детей – это неполно набранная форма, необходимо обьяснить детям, что только плотно набранная форма сформирует пирожок, а ещё необходимо по ней постучать, тогда плотно прижатый песок, образует красивый пирожок опрокидывать форму нужно аккуратно, всё это нужно не только сопровождать объяснением, но и показать детям. Для дошкольников среднего и старшего возраста увлекательная игра постепенно осваивается и переходит на новый уровень, здесь ребята не только применяют уже полученные навыки работы с песком, но и включают своё воображение. Разнообразие игр проходит от простого пересыпания песка, «производства пирогов», до грандиозных построек « домиков для кукол», «постройки гаражей для машин», а также « волшебных замков».
Песок - прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей дошкольного возраста.
В зимнее время года можно устраивать для детей игры с водой, для этого необходимо организовать элементарные условия: поставить таз с водой (температура воды должна быть не менее 20- 22 градусов), клеёнчатые передники, для того, чтобы не намочить одежду, обязательно закатать рукава одежды, организовывать игры желательно в первой половине дня (по 2 – 3 ребёнка). Используют игрушки из различного материала: пластмассовые шарики, бумажные кораблики, уточки, человечки, деревянные фигурки и т.д.
В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.
Малыши удивляются, делают для себя маленькие открытия. Воспитатель пускает на воду маленький кораблик и он плывёт, когда кораблик намокает, он тонет. Машенька 2 года 5 месяцев говорит, что «водичка чистая». Воспитатель побуждает её потрогать воду рукой, она с удовольствием плескается. Кораблик плывёт, девочка старается подтолкнуть его рукой. Задаёт вопрос: «почему он плывёт медленно?». Андрюша (3года), бросает мячик и говорит: «смотрите, мячик плавает и не тонет! Затем пытается опустить его на дно таза, но мячик опять всплывает, воспитатель объясняет, что мячик круглый, резиновый, лёгкий, поэтому он плавает, а бумажный кораблик намокает, поэтому тонет.
Так, простейшие игровые действия с водой могут принимать осмысленный характер. Воспитатель опускает в воду камешек и железный шарик, оба предмета погружаются в таз на дно, дети восклицают, что камешек тонет в воде! Для маленького ребёнка – это открытие! А воспитатель поясняет, что камешек тонет, потому, что он тяжёлый и железный шарик тоже тяжёлый! Руководство в таких играх со стороны взрослого просто необходимо. Воспитатель в игре помогает выделить из множества признаков и качеств предметов, наиболее существенные доступные для восприятия, предмет « тонет», « плавает», «водичка чистая», «тёплая». Часто дети в играх с водой с удовольствием купают свои игрушки.
Такие же игры можно проводить в тёплое летнее время на прогулке, используя маленький надувной бассейн.
Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни
Сегодня сохранение и укрепление здоровья
детей - одна из главных стратегических задач
развития страны. Она регламентируется и
обеспечивается такими нормативно - правовыми
документами, как Закон Российской Федерации "Об
образовании" № 273 (ст.51), "О санитарно -
эпидемиологическом благополучии населения" а
также Указами Президента России "О неотложных
мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об
утверждении основных направлений государственной социальной политики по
улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Многие ученные главным фактором укрепления и сохранения здоровья
считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в
процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в
образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано
формировать у ребёнка правильное и осознанное отношение к себе и своему
здоровью.
Следует учитывать, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в
движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на
интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка, его привычки и
поведение. Эта потребность проявляется в единстве с потребностью получать
удовольствие, наслаждение от участия в двигательной деятельности,
сопереживать в процессе взаимодействия и общения, самоутверждаться. На
интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и
навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Этот принцип и
лежит в основе технологии целенаправленного формирования ценностного
отношения детей дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценностное отношение проявляется в оценке значимости, важности
определённого вида деятельности, не только на уровне сознания, но и в
реальных действиях и поступках. В нашем случае это личностные проявления
детей, ориентированные на овладение знаниями и навыками сохранения
собственного здоровья.
В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ
рекомендуется использовать как традиционные, так и специфические средства
физической культуры.
К традиционным относятся упражнения, составляющие базовое содержание
программы по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста.
Это гимнастические, акробатические, легкоатлетические упражнения,
эффективно решающие задачи всестороннего развития ребёнка, повышения
уровня физической подготовленности, коррекции психомоторного развития.
Активно используются также элементы спортивной
деятельности: теннис, футбол, волейбол, баскетбол,
катание на лыжах, коньках, роликах, бадминтон, ручной
мяч и др. В содержание занятий включается и
ритмические упражнения.
Традиционные средства физической культуры
совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и
навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать
ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ.
Поэтому, с учётом анатомо-физиологических,
психологических особенностей детей
дошкольного возраста, можно разработать
специальные игры и игровые упражнения
(специфические средства).
К нетрадиционным (специфическим
средствам) можно отнести игровые
упражнения и действия.
Игры-путешествия включают все виды
двигательной активности. Каждая игра имеет
цель, сюжет и итог. Каждое из физических
упражнений, составляющих такую
композицию, оказывают определённое
воздействие на ребёнка, решает конкретные задачи программы. Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети
обычно приходят в хорошее настроение. Такие
упражнения способствуют также
формированию у них сознательного стремления
быть здоровыми.
Игропластика основывается на
нетрадиционной методике развития мышечной
силы и гибкости, включающей элементы йога-терапии и упражнений на
растягивание.
Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной
умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает
положительное воздействие на память, мышление, фантазию.
Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные
задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой
инициативы, познавательной активности, мышления, свободного
самовыражения.
В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства
физического воспитания подчинены определённому сюжету.
Использование имитации и подражания,
образных сравнений, соответствует
психологическим особенностям дошкольников,
облегчает процесс запоминания, освоение
упражнений, повышает эмоциональный фон
настроения, способствует развитию
психологических процессов, творчества,
познавательной активности.
Основной методики по формированию ценностного отношения к здоровью
является игровая деятельность. Дыхательные упражнения также организуются
в форме игры.
В связи со своими физиологическими
особенностями дети быстро утомляются и не могут
долго концентрировать внимание на движениях. У
них ещё слабо развито абстрактное мышление,
поэтому рекомендуется использовать упражнения с
разными предметами и разным темпом
выполнения.
В конце занятия детям даётся задание – заполнить дневник здоровья
(вспомнить, такие моменты, когда было особенно весело; подумать в какое
время у мамы и папы может быть такое настроение и т. д.). Дневники здоровья
дети могут заполнить совместно с родителями. Подобные задания помогают
привлечь внимание родителей к здоровью ребёнка, заинтересовываться его
успехами.
На сюжетных занятиях рекомендуется использовать художественное слово.
При проведении занятий необходимо использовать положительную оценку,
похвалу, поощрение. В процессе общения взрослого с детьми происходит не
только передача знаний, умений и навыков, но и внешней экспрессии, которая
окрашивает, обогащает занятия, выступает важным условием, определяющим
тип эмоционального регулирования коллектива детей. Наиболее существенным
можно считать эффект эмоциональной заразительности. Взрослый постоянно
должен следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в работу, не уставали,
не отвлекались. Немало важную роль играет личность взрослого: он должен быть искренним,
эмоционально открытым, артистическим, способным к импровизации, владеть
навыками саморегуляции и релаксации, осуществлять творческий подход к
детям. От взрослого в большей степени зависит эмоциональный настрой на
занятии, эффективность выполняемых упражнений. Важную роль в решении задач предлагаемой технологии играет семья,
которая, совместно с ДОУ является основной социальной структурой,
обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к
ценностям ЗОЖ.
Модель квартиры
1. Распечатываем фрагменты на цветном принтере.
2. Наклеиваем листы на плотный картон.
3. Расставляем листы вдоль шкафа, стены или ставим
их попарно под углом друг к другу, образуя 3 комнаты.
4. Расставляем кукольную мебель и начинаем игру!
Ножницы знакомы ребенку с самых ранних лет, так как они видят, как ими подстригают ногти. Сам процесс пользования ими вызывает у детей явный интерес, однако у родителей возникает масса вопросов, касающихся того, как научить ребенка вырезать ножницами и уберечь от травм.
Использование ножниц требует от ребенка особенных умений и навыков. Для малыша может весьма сложным оказывается задание вырезать что-либо, поскольку ему приходится использовать все пальчики руки не синхронно (большой, указательный и средний пальчики – каждый выполняет свою работу).
В каком возрасте можно давать ребенку ножницы?
Чем меньше ручка ребенка, тем сложнее ему пользоваться ножницами. Однако многие дети уже с 2 – 3 лет готовы к тому, чтобы научиться делать разрезы на бумаге. И только к 6 годам навык использования ножниц не будет требовать от ребенка никакого напряжения – все будет происходить «на автомате».
Пора ли давать ребенку ножницы?
Если Ваш малыш проявляет интерес к ножницам, пытается самостоятельно вырезать картинку, то можно попробовать научить его этому. Как это сделать?
1. Купите качественные детские ножницы.
В магазинах можно найти ножницы практически любого размера, поэтому постарайтесь выбрать те, которые будут хорошо лежать в ручке ребенка. Хорошие детские ножницы, с одной стороны, должны быть достаточно хорошо заточенными (чтобы ребенку было легко резать) – тупые ножницы рвут бумагу, а не режут ее. С другой стороны, детские ножницы обязательно должны иметь закругленные кончики, чтобы малыш не укололся и не поранил товарища. Если Ваш малыш – левша, следует попытаться найти ножницы, созданные специально для леворуких детей (пользуясь обычными ножницами, держа их в левой руке, дети не видят линию разреза).
Для совсем маленьких существуют ножницы с пластиковой пружиной на рукоятке, которая облегчает резание. В зависимости от положения пружины — ножницы могут закрываться до конца (как обычные ножницы) или не полностью для безопасности во время работы.
Сейчас можно найти также комплекты ножниц с фигурными лезвиями. Такие ножницы не только помогут развить моторику, но и творческий потенциал.
2. Обсудите с ребенком правила использования ножниц.
Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы нужно сразу объяснить ему следующие правила:
— ножницы — это не игрушка. Ножницы — это инструмент. Они острые и опасные. Если не правильно ними пользоваться, можно пораниться. С ножницами не играют, с ними работают. Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом.
— ножницы можно использовать только для резки бумаги (нельзя резать одежду, скатерть, мелки, пальцы, волосы и т.д.). Если малыш был уличен в попытке отрезать кошке усы, заберите ножницы. Не отдавайте их до тех пор, пока ребенок не скажет о том, что готов использовать ножницы по назначению.
— ножницы нельзя брать без разрешения, с ними нельзя ходить, бегать и прыгать.
— Передают ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия.
Это основные правила безопасности при работе с ножницами. Вы сами должны помнить, что маленького ребенка нельзя оставлять одного с ножницами в руках. Это можно позволить себе только ближе к школьному возрасту.
Как научить ребенка вырезать ножницами (резать ножницами)?
Прежде чем дать малышу ножницы, поиграйте с ним в веселые игры, которые помогут усовершенствовать зрительно-моторную координацию, а также сделают пальчики крохи сильнее.
Чтобы развить умение пользоваться обеими руками (координировать движения обеих рук), дайте задание порвать кусок бумаги на очень мелкие кусочки. Эти кусочки можно приклеить к бумаге (если рвать белую бумагу и приклеить кусочки на синюю – это снежок, если рвать коричневую бумагу, а затем приклеить ее на силуэт птички – это перышки для замерзающего воробья).
Пусть малыш попробует проделать дырки в бумаге с помощью дырокола (под Вашим надзором, конечно) – это сделает его руки сильнее.
Наберите в резиновую игрушку воду. А малыш пусть выдавит всю воду – также поможет сделать пальчики сильнее.
Поиграйте в пальчиковые игры, используя пальчиковые игрушки (это помогает крохе научиться использовать руку, работая разными пальчиками одновременно).
После того, как рука ребенка готова выполнять «трудную работу», научите его правильно держать ножницы.
Как правильно держать ножницы?
1. Пусть малыш держит ручку так, чтобы большой палец смотрел наверх. Наденьте на пальчик одно из колечек ножниц.
2. Пусть малыш проденет кончик среднего пальца в другое колечко.
3. Поместите указательный палец ребенка на второе колечко (снаружи).
4. Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты (упираться в ладонь). Иногда безымянный палец вкладывается во второе колечко вместе с указательным.
5. Поместите перед ребенком лист бумаги (выше уровня его глаз). Когда ребенок режет бумагу в направлении наверх, он автоматически берет ножницы правильно.
Первые движения по раскрытию ножниц можно тренировать в воздухе, без бумаги. Чтобы ребенку не было скучно, поиграйте с ним в игру: «птичка прилетела в свое гнездышко – открывает клювик широко-широко», «птенчики выглядывают из гнездышка, зовут свою маму – открывают клювики мелко-мелко». После того, как ребенок поймет принцип действия ножниц, возьмите достаточно плотную бумагу, которую удобно держать в руках, например, страницы из старых журналов. Посадите ребенка к себе на колени и возьмите его руки в свои, помогая ему раздвигать и сдвигать ножницы. Со временем он научится делать это самостоятельно.
Далее покажите ребенку покажите простейшие приемы резки. Начинать лучше с нарезания полосок. Лучше если эта работа займет не более двух шагов ножницами. А уже из этих полосок с помощью клея-карандаша можно быстро смастерить цветок, гирлянду (они же бусы) и даже целую елку. Так же можно сделать объемную аппликацию травы. Для этого полоску зеленого цвета надрезаем c одного края не до конца и приклеиваем на край альбомного листа. А детали можно дорисовать фломастерами.
Как только малыш освоился с нарезанием полосок, можно пробовать вырезать по контурам. Для начала выбираем простые контуры с четкими линиями. Например геометрические фигуры. Сначала квадрат или прямоугольник, затем треугольник или трапецию и наконец круг.
Затем можно пробовать вырезать более сложные фигуры. Лучше всего вырезать из детских книжек на плотной бумаге или раскрасок. Тонкую бумагу вырезать сложнее, она при любом неудачном повороте ножниц может легко порваться. Вырезанные фигурки так же используйте в аппликациях.
Также можно предложить ребенку вырезать необычные материалы. Режьте ножницами тесто, трубочки для коктейлей, фольгу, оберточную пузырчатую пленку, листья капусты и многое другое! Включите фантазию и Ваш ребенок получит море новых тактильных, звуковых, визуальных ощущений! Кроме того – это интереснейшее занятие развивает мелкую и крупную моторику, координацию глаз-рука.
Для того чтобы малыш с охотой занимался и учился, делайте занятия веселыми. Для этого можно использовать альбомы для аппликаций. Придумывайте различные задания и обыгрывайте их. Не выбрасывайте нарезки малыша. Вместе с ребенком «обыгрывайте» их в открытках, коллажах, поделках. И самое главное – хвалите свое чадо за любой, даже маленький успех, ведь он старается, в первую очередь, чтобы порадовать Вас.
Предлагаю Вам варианты тренажеров для вырезания.
1. Тренажер для вырезания
2. Тренажер для вырезания- 1
Из этого варианта можно сделать для ребенка специальную коробочку для оттачивания мастерства вырезания.
3. Тренажер для вырезания- 2
Кроме этого, хочу порекомендовать рабочую книгу серии KUMON «Учимся вырезать». Это сборник заданий, которые научат ребёнка работать с ножницами и аккуратно вырезать из бумаги. В книге подобраны упражнения, которые постепенно развивают мелкую моторику ребёнка и его пространственное мышление: сначала он будет резать бумагу по прямым и кривым линиям, затем вырезать круги и, наконец, резать по сложным линиям, являющимся комбинацией прямых и кривых линий.
Комментарии
Отправить комментарий