Методическая копилка

В методическую копилку я буду помещать все, что может пригодиться для работы с детьми: конспекты занятий, проекты, презентации, советы и рекомендации опытных педагогов. 

Игры с песком и водой. Их влияние на сенсорное развитие детей дошкольного возраста

      Летний период – это время наиболее благоприятное для укрепления здоровья детей. Важное значение в закаливающих детский организм мероприятиях, имеют место «Игры с водой и песком». Для детей дошкольного возраста это не только увлекательное, но и познавательное событие.
      Для этого необходимо создать элементарные условия для сенсорного воспитания, так как совершенствование жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, играет огромное значение в процессе умственного воспитания ребёнка в младшем дошкольном возрасте. И.М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от других приобретается человеком в раннем детском возрасте. Дети начинают познавать качества материалов, через их чувственное различие, и в этом им окажут большую помощь «Игры с песком и водой».       Используя их, в процессе воспитания детей происходит реализация творческих замыслов и способностей дошкольников.
    Элементарное оборудование должно быть на каждом участке детского сада. Песочницы, наполненные сухим песком, желательно на ножках. Увлажнять песок водой для игр можно накануне вечером, или утром до приёма детей. Песочницы должны быть оборудованы крышками, в целях гигиены, для того, чтобы песок оставался чистым. Песочницы располагают на ножках, на расстоянии от 25-45 см над землёй для удобства, тогда ребёнок не будет играть в согнутом состоянии на корточках, так как грудная клетка не должна быть в сжатом состоянии и ребёнок не должен длительное время стоять наклонившись, большая нагрузка при такой осанке идёт на позвоночник малыша.
   Воспитатель во время игры должен следить, чтобы была смена деятельности детей. Желательно, после орошения водой песок можно взрыхлить лопаткой, чтобы поверхность была однородной, для лучшей лепки. Привлекать детей к играм в песочнице можно уже с первой младшей группы. Малыши с большим удовольствием играют в песке, но основным условием успешной игры, является руководство игрой взрослого, тогда игра обретает иной путь и действия детей с предметами в песочнице носят познавательный характер, а задуманные игровые действия осмысливаются детьми.
Воспитатель при первом знакомстве детей с песком, берёт от 3 до 6 человек, расставляет детей вокруг песочницы. Знакомит их с оборудованием: лопатки на каждого ребёнка, ведёрки, сито для просеивания песка, различные формочки, игрушки для игры – «мельницы», разных конструкций.
     Воспитатель объясняет, как можно действовать с песком: набирать лопаткой, насыпать в ведёрки, в формочки. В игре взрослый помогает детям выделить много признаков и качеств, дети по собственному опыту, щупают на ощупь влажность и сухость песка. Частые ошибки в действиях с песком у детей – это неполно набранная форма, необходимо обьяснить детям, что только плотно набранная форма сформирует пирожок, а ещё необходимо по ней постучать, тогда плотно прижатый песок, образует красивый пирожок опрокидывать форму нужно аккуратно, всё это нужно не только сопровождать объяснением, но и показать детям. Для дошкольников среднего и старшего возраста увлекательная игра постепенно осваивается и переходит на новый уровень, здесь ребята не только применяют уже полученные навыки работы с песком, но и включают своё воображение. Разнообразие игр проходит от простого пересыпания песка, «производства пирогов», до грандиозных построек « домиков для кукол», «постройки гаражей для машин», а также « волшебных замков».
    Песок - прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей дошкольного возраста.
В зимнее время года можно устраивать для детей игры с водой, для этого необходимо организовать элементарные условия: поставить таз с водой (температура воды должна быть не менее 20- 22 градусов), клеёнчатые передники, для того, чтобы не намочить одежду, обязательно закатать рукава одежды, организовывать игры желательно в первой половине дня (по 2 – 3 ребёнка). Используют игрушки из различного материала: пластмассовые шарики, бумажные кораблики, уточки, человечки, деревянные фигурки и т.д.
     В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.
     Малыши удивляются, делают для себя маленькие открытия. Воспитатель пускает на воду маленький кораблик и он плывёт, когда кораблик намокает, он тонет. Машенька 2 года 5 месяцев говорит, что «водичка чистая». Воспитатель побуждает её потрогать воду рукой, она с удовольствием плескается. Кораблик плывёт, девочка старается подтолкнуть его рукой. Задаёт вопрос: «почему он плывёт медленно?». Андрюша (3года), бросает мячик и говорит: «смотрите, мячик плавает и не тонет! Затем пытается опустить его на дно таза, но мячик опять всплывает, воспитатель объясняет, что мячик круглый, резиновый, лёгкий, поэтому он плавает, а бумажный кораблик намокает, поэтому тонет.
    Так, простейшие игровые действия с водой могут принимать осмысленный характер. Воспитатель опускает в воду камешек и железный шарик, оба предмета погружаются в таз на дно, дети восклицают, что камешек тонет в воде! Для маленького ребёнка – это открытие! А воспитатель поясняет, что камешек тонет, потому, что он тяжёлый и железный шарик тоже тяжёлый! Руководство в таких играх со стороны взрослого просто необходимо. Воспитатель в игре помогает выделить из множества признаков и качеств предметов, наиболее существенные доступные для восприятия, предмет « тонет», « плавает», «водичка чистая», «тёплая». Часто дети в играх с водой с удовольствием купают свои игрушки.
     Такие же игры можно проводить в тёплое летнее время на прогулке, используя маленький надувной бассейн.
                              Картинки по запросу игры с песком


Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни
      Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон Российской Федерации "Об образовании" № 273 (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др. 
  Многие ученные главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребёнка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.
    Следует учитывать, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка, его привычки и поведение. Эта потребность проявляется в единстве с потребностью получать удовольствие, наслаждение от участия в двигательной деятельности, сопереживать в процессе взаимодействия и общения, самоутверждаться. На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Этот принцип и лежит в основе технологии целенаправленного формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни.
     Ценностное отношение проявляется в оценке значимости, важности определённого вида деятельности, не только на уровне сознания, но и в реальных действиях и поступках. В нашем случае это личностные проявления детей, ориентированные на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья. 
  В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ рекомендуется использовать как традиционные, так и специфические средства физической культуры.
         К традиционным относятся упражнения, составляющие базовое содержание программы по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. 
   Это гимнастические, акробатические, легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи всестороннего развития ребёнка, повышения уровня физической подготовленности, коррекции психомоторного развития. Активно используются также элементы спортивной деятельности: теннис, футбол, волейбол, баскетбол, катание на лыжах, коньках, роликах, бадминтон, ручной мяч и др. В содержание занятий включается и ритмические упражнения. 
   Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ. Поэтому, с учётом анатомо-физиологических, психологических особенностей детей дошкольного возраста, можно разработать специальные игры и игровые упражнения (специфические средства).
     К нетрадиционным (специфическим средствам) можно отнести игровые упражнения и действия. 
      Игры-путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывают определённое воздействие на ребёнка, решает конкретные задачи программы.          Игровой самомассаж   – основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровыми. 
   Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йога-терапии и упражнений на растягивание. 
   Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию. 
   Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения. 
    В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания подчинены определённому сюжету. 
  Использование имитации и подражания, образных сравнений, соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоение упражнений, повышает эмоциональный фон настроения, способствует развитию психологических процессов, творчества, познавательной активности.
    Основной методики по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность. Дыхательные упражнения также организуются в форме игры. 
    В связи со своими физиологическими особенностями дети быстро утомляются и не могут долго концентрировать внимание на движениях. У них ещё слабо развито абстрактное мышление, поэтому рекомендуется использовать упражнения с разными предметами и разным темпом выполнения. 
   В конце занятия детям даётся задание – заполнить дневник здоровья (вспомнить, такие моменты, когда было особенно весело; подумать в какое время у мамы и папы может быть такое настроение и т. д.). Дневники здоровья дети могут заполнить совместно с родителями. Подобные задания помогают привлечь внимание родителей к здоровью ребёнка, заинтересовываться его успехами. 
     На сюжетных занятиях рекомендуется использовать художественное слово. При проведении занятий необходимо использовать положительную оценку, похвалу, поощрение. В процессе общения взрослого с детьми происходит не только передача знаний, умений и навыков, но и внешней экспрессии, которая окрашивает, обогащает занятия, выступает важным условием, определяющим тип эмоционального регулирования коллектива детей. Наиболее существенным можно считать эффект эмоциональной заразительности. Взрослый постоянно должен следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в работу, не уставали, не отвлекались.       Немало важную роль играет личность взрослого: он должен быть искренним, эмоционально открытым, артистическим, способным к импровизации, владеть навыками саморегуляции и релаксации, осуществлять творческий подход к детям. От взрослого в большей степени зависит эмоциональный настрой на занятии, эффективность выполняемых упражнений.       Важную роль в решении задач предлагаемой технологии играет семья, которая, совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ.




Кукольный домик

Модель квартиры

Мне очень нравится разрабатывать наглядные пособия. Если распечатать эти рисунки на цветном принтере (формат А4) и наклеить на картон, то получится прекрасная игра для девочек (и для мальчиков, наверное). Например, мы с ребятами расставили эти листы вдоль шкафа, возле каждого положили соответствующую игрушечную мебель (в ванной комнате - кукольную ванночку, в гостинной - столы и стульчики и т.д.), рассадили куколок и играли весь вечер и последующие дни! Было интересно!

1. Распечатываем фрагменты на цветном принтере.






2. Наклеиваем листы на плотный картон.
3. Расставляем листы вдоль шкафа, стены или ставим
их попарно под углом друг к другу, образуя 3 комнаты.



4. Расставляем кукольную мебель и начинаем игру!

Как научить ребенка пользоваться ножницами?

Ножницы знакомы ребенку с самых ранних лет, так как они видят, как ими подстригают ногти. Сам процесс пользования ими вызывает у детей явный интерес, однако у родителей возникает масса вопросов, касающихся того, как научить ребенка вырезать ножницами и уберечь от травм.
Использование ножниц требует от ребенка особенных умений и навыков. Для малыша может весьма сложным оказывается задание вырезать что-либо, поскольку ему приходится использовать все пальчики руки не синхронно (большой, указательный и средний пальчики – каждый выполняет свою работу).

В каком возрасте можно давать ребенку ножницы?
Чем меньше ручка ребенка, тем сложнее ему пользоваться ножницами. Однако многие дети уже с 2 – 3 лет готовы к тому, чтобы научиться делать разрезы на бумаге. И только к 6 годам навык использования ножниц не будет требовать от ребенка никакого напряжения – все будет происходить «на автомате».
Пора ли давать ребенку ножницы?
Если Ваш малыш проявляет интерес к ножницам, пытается самостоятельно вырезать картинку, то можно попробовать научить его этому. Как это сделать?
1. Купите качественные детские ножницы.
В магазинах можно найти ножницы практически любого размера, поэтому постарайтесь выбрать те, которые будут хорошо лежать в ручке ребенка. Хорошие детские ножницы, с одной стороны, должны быть достаточно хорошо заточенными (чтобы ребенку было легко резать) – тупые ножницы рвут бумагу, а не режут ее. С другой стороны, детские ножницы обязательно должны иметь закругленные кончики, чтобы малыш не укололся и не поранил товарища. Если Ваш малыш – левша, следует попытаться найти ножницы, созданные специально для леворуких детей (пользуясь обычными ножницами, держа их в левой руке, дети не видят линию разреза).
Для совсем маленьких существуют ножницы с пластиковой пружиной на рукоятке, которая облегчает резание. В зависимости от положения пружины — ножницы могут закрываться до конца (как обычные ножницы) или не полностью для безопасности во время работы.
Сейчас можно найти также комплекты ножниц с фигурными лезвиями. Такие ножницы не только помогут развить моторику, но и творческий потенциал.

2. Обсудите с ребенком правила использования ножниц.
Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы  нужно сразу объяснить ему следующие правила:
— ножницы — это не игрушка. Ножницы — это инструмент. Они острые и опасные. Если не правильно ними пользоваться, можно пораниться. С ножницами не играют, с ними работают. Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом.
— ножницы можно использовать только для резки бумаги (нельзя резать одежду, скатерть, мелки, пальцы, волосы и т.д.). Если малыш был уличен в попытке отрезать кошке усы, заберите ножницы. Не отдавайте их до тех пор, пока ребенок не скажет о том, что готов использовать ножницы по назначению.
— ножницы нельзя брать  без разрешения,  с ними нельзя ходить, бегать и прыгать.
— Передают ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия.
Это основные правила безопасности при работе с ножницами. Вы сами должны помнить, что маленького ребенка нельзя оставлять одного с ножницами в руках. Это можно позволить себе только ближе к школьному возрасту.

Как научить ребенка вырезать ножницами (резать ножницами)?
Прежде чем дать малышу ножницы, поиграйте с ним в веселые игры, которые помогут усовершенствовать зрительно-моторную координацию, а также сделают пальчики крохи сильнее.
Чтобы развить умение пользоваться обеими руками (координировать движения обеих рук), дайте задание порвать кусок бумаги на очень мелкие кусочки. Эти кусочки можно приклеить к бумаге (если рвать белую бумагу и приклеить кусочки на синюю – это снежок, если рвать коричневую бумагу, а затем приклеить ее на силуэт птички – это перышки для замерзающего воробья).
Пусть малыш попробует проделать дырки в бумаге с помощью дырокола (под Вашим надзором, конечно) – это сделает его руки сильнее.
Наберите в резиновую игрушку воду. А малыш пусть выдавит всю воду – также поможет сделать пальчики сильнее.
Поиграйте в пальчиковые игры, используя пальчиковые игрушки (это помогает крохе научиться использовать руку, работая разными пальчиками одновременно).
После того, как рука ребенка готова выполнять «трудную работу», научите его правильно держать ножницы.
Как правильно держать ножницы?
1. Пусть малыш держит ручку так, чтобы большой палец смотрел наверх. Наденьте на пальчик одно из колечек ножниц.
2. Пусть малыш проденет кончик среднего пальца в другое колечко.
3. Поместите указательный палец ребенка на второе колечко (снаружи).
4. Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты (упираться в ладонь). Иногда безымянный палец вкладывается во второе колечко вместе с указательным.
5. Поместите перед ребенком лист бумаги (выше уровня его глаз). Когда ребенок режет бумагу в направлении наверх, он автоматически берет ножницы правильно.
Первые движения по раскрытию ножниц можно тренировать в воздухе, без бумаги. Чтобы ребенку не было скучно, поиграйте с ним в игру: «птичка прилетела в свое гнездышко – открывает клювик широко-широко», «птенчики выглядывают из гнездышка, зовут свою маму – открывают клювики мелко-мелко».  После того, как ребенок поймет принцип действия ножниц, возьмите достаточно плотную бумагу, которую удобно держать в руках, например, страницы из старых журналов. Посадите ребенка к себе на колени и возьмите его руки в свои, помогая ему раздвигать и сдвигать ножницы. Со временем он научится делать это самостоятельно.
Далее покажите ребенку покажите простейшие приемы резки. Начинать лучше с нарезания полосок. Лучше если эта работа займет не более двух шагов ножницами. А уже из этих полосок с помощью клея-карандаша можно быстро смастерить цветок, гирлянду (они же бусы) и даже целую елку. Так же можно сделать объемную аппликацию травы. Для этого полоску зеленого цвета надрезаем c одного края не до конца и приклеиваем на край альбомного листа. А детали можно дорисовать фломастерами.

Как только малыш освоился с нарезанием полосок, можно пробовать вырезать по контурам. Для начала выбираем простые контуры с четкими линиями. Например геометрические фигуры. Сначала квадрат или прямоугольник, затем треугольник или трапецию  и наконец круг.
Затем можно пробовать вырезать более сложные фигуры. Лучше всего вырезать из детских книжек на плотной бумаге или раскрасок. Тонкую бумагу вырезать сложнее, она при любом неудачном повороте ножниц может легко порваться. Вырезанные фигурки так же используйте в аппликациях.
Также можно предложить ребенку вырезать необычные материалы. Режьте ножницами тесто, трубочки для коктейлей, фольгу, оберточную пузырчатую пленку, листья капусты и многое другое! Включите фантазию и Ваш ребенок получит море новых тактильных, звуковых, визуальных ощущений! Кроме того – это интереснейшее занятие развивает мелкую и крупную моторику, координацию глаз-рука.
Для того чтобы малыш с охотой занимался и учился, делайте занятия веселыми. Для этого можно использовать альбомы для аппликаций. Придумывайте различные задания и обыгрывайте их. Не выбрасывайте нарезки малыша. Вместе с ребенком «обыгрывайте» их в открытках, коллажах, поделках. И самое главное – хвалите свое чадо за любой, даже маленький успех, ведь он старается, в первую очередь, чтобы порадовать Вас.
Предлагаю Вам варианты тренажеров для вырезания.
1. Тренажер для вырезания

2. Тренажер для вырезания- 1
Из этого варианта можно сделать для ребенка специальную коробочку для оттачивания мастерства вырезания.


3. Тренажер для вырезания- 2


Кроме этого, хочу порекомендовать рабочую книгу серии KUMON «Учимся вырезать». Это сборник заданий, которые научат ребёнка работать с ножницами и аккуратно вырезать из бумаги. В книге подобраны упражнения, которые постепенно развивают мелкую моторику ребёнка и его пространственное мышление: сначала он будет резать бумагу по прямым и кривым линиям, затем вырезать круги и, наконец, резать по сложным линиям, являющимся комбинацией прямых и кривых линий.

Роль семьи в развитии творческих способностей детей

В воспитании ребенка очень важную роль играют социальная среда, семья, авторитет родителей, семейные отношения. Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности ребенок проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию   устойчивых интересов и склонностей ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать   развитию  его творческих способностей.  

Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и танцевать, узнавать мелодии. Немного позже они начинают конструировать, занимаясь с детским «Конструктором». 

Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых рукоделием – к рукоделию, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности и т.д..

          Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду.   Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Не надо говорить «придет время - будет трудиться», не будет, если мы с вами не научим и не приучим его к труду. 

Способности, в том числе и творческие, формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Стремясь развить творческие способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Необходимо давать ему возможность самовыразиться в какой-либо деятельности. Не подавляйте в ребенке самостоятельность, стараясь все сделать за него, и  не отмахивайтесь от него, ссылаясь на свою занятость, а проявляйте свой интерес к творчеству ребенка, постоянно хвалите и подбадривайте его. 

Развитие   творческих способностей  детей  следует признать одной из самых   важных задач в воспитании личности.  От этого зависит его будущее, его место в социуме.

 С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную творческую деятельность, его интересы и способности.

Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. И поэтому родители и учителя должны помочь ребенку развить и закрепить его творческие возможности.  

         Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель и родители должны подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями. 

         Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям.   Наоборот, Не надо внушать способному ребенку, что он   исключительный человек, так как зачастую такие дети не могут адекватно  переживать свои поражения и неудачи.  

        Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный. 

               Первейшая цель каждого педагога — создать условия для выявления  и последовательного развития уникального потенциала каждого воспитанника. При этом нужно чётко осознавать, что главное условие организации современного образовательного процесса строится на таком понятии как «содействие», то есть совместное действие педагога, родителя и ребёнка. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что могут дать ему  школа и  учреждение дополнительного образования, и никакие, самые лучшие  социальные институты не заменят ребёнку семью. Поэтому только в содружестве и общими усилиями школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей. 

 Уважаемые родители, я обращаюсь к вам!    Занимайтесь со своими детьми: вяжите, плетите, вышивайте, стряпайте, вырезайте, чеканьте.  Учите их тому, что вы умеете или закрепляйте те умения, которые они получили в школе. Не  жалейте на это время. Долг родителей — создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками в творчестве будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; на их социализацию, на их место в жизни.   

Роль семьи в развитии творческой личности ребенка

Ни у кого не вызывает сомнения,  что прогресс цивилизации зависит от исключительно одарённых людей.  Несмотря на то,  что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связанны именно с творчески мыслящими молодыми людьми,  в детстве им,  как правило,  не дают «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.  Тем не менее это не всегда трагично ни для отдельного человека,  ни для общества в целом.  Черты характера,  способствующие творческой продуктивности можно обнаружить достаточно рано.  Родителям следует обратить внимание на их развитие. 

 Творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых и вгоняют в краску более социально приспособленных детей.  Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребёнка,  тем более вероятно,  что родители и другие члены семьи будут его одёргивать и ограничивать. 

 Торренс,  создатель системы измерения творческих способностей,  сообщает,  что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности.  В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер,  зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в школе.  Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребёнка ещё в дошкольном возрасте.  Задача родителей в этой ситуации – воспринять как - будто бы эксцентрические идеи и поступки как интересные и многообещающие,  хотя порой и утомительные.  Если же родители склонны рассматривать такие необычные проявления личности ребёнка как повод для раздражения,  они рискуют подавить,  а не развить творческие наклонности ребёнка.  

 Обществу необходимы люди,  которые способны активно,  творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире.  Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию,  живое воображение.  Творчество по природе своей основано на желании сделать что – то,  что до тебя ещё никем не было сделано,  или хотя бы то,  что до тебя существовало,  сделать по-новому,  по-своему,  лучше.  Иначе говоря,  творческое начало в человеке – это всегда стремление вперёд,  к лучшему,  к прогрессу,  к совершенству и,  конечно,  к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. 

 С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому,  что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны,  у них есть огромное желание познавать окружающий мир.  И родители,  поощряя любознательность,  сообщая детям знания,  вовлекая их в различные виды деятельности,  способствуют расширению детского опыта.  А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.  Кроме того,  мышление дошкольников более свободно,  чем мышление более взрослых детей.  Оно ещё не задавленно догмами и стереотипами,  оно более независимо.  А это качество необходимо всячески развивать.  Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения.  Из всего выше сказанного можно сделать вывод,  что дошкольный возраст,  даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.  И от того,  насколько были использованы эти возможности,  во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. 

 До сих пор отводится решающая роль специальной микросреде,  в которой формируется ребенок,  и,  в первую очередь,  влияние семейных отношений.  Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры: 

 1)  гармоничность – негармоничность отношений между родителями,  а также между родителями и детьми; 

 2)  творческая – нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации; 

 3)  общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;

 4)  ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости». 

 Особый интерес представляет изучение взаимоотношений творчески одарённого ребёнка с родителем противоположного пола.  Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребёнка.  Результаты их работ показывают,  что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек,  а матери - на творчество мальчиков.  У отцов,  проявляющих активный интерес к занятиям своих одарённых дочерей,  расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость,  гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями,  чем у тех,  кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях. 

 Матери,  занятые деловой или творческой карьерой,  зачастую вне дома,  склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость. 

 Традиционно отцы воспринимаются как кормильцы,  ответственные за принятие решений,  как носители высшего авторитета.  А матери,  напротив,  считаются источником внимания,  заботы и эмоциональной поддержки и часто своего рода буфером между отцом и ребенком. 

 Те,  кто исследовал связь между отношениями родителей и детей с творческими способностями последних,  считают,  что когда отцы проявляют больше «женских»,  экспрессивных свойств,  а матери – больше «мужского»,  инструментального,  то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане.  Нежные,  любящие отцы,  много времени уделяющие детям,  и матери,  воспитывающие независимость,  любознательность и гибкость,  таким образом,  развивают в дочерях и сыновьях черты и мотивационные компоненты,  ведущие к высокопродуктивному творчеству. 

 Интересно в этой связи отметить,  что матери,  весьма озабоченные развитием творческих способностей своих детей и уделяющие этому много сил и времени,  не добивались заметных успехов.  По всей видимости,  желательно проявлять не столь интенсивную заботу и не связывать ребенка слишком жесткими схемами. 

 Огромную роль в развитии способностей детей играет роль семейно-родительских отношений:

 1. Большие шансы проявить творческие способности имеет,  как правило,  старший или единственный сын в семье. 

 2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей,  которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот,  если ребёнок отождествляет себя с «идеальным героем»,  то шансов быть креативным у него больше.  Этот факт объясняется тем,  что у большинства детей родители «средние»,  нетворческие люди,  идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения. 

 3. Чаще творческие дети появляются в семьях,  где отец значительно старше матери. 

 4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения в детстве.  Это событие характерно для жизни как крупных политиков,  выдающихся учёных,  так и преступников и психически больных. 

 5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребёнка,  ситуация,  когда его талант становится организующим началом в семье. 

 Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы,  благоприятствующей появлению идей и мнений.  Первая ситуация на пути создания такой атмосферы – развитие чувств психологической защищённости у детей.  Следует помнить,  что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения,  что их предложения неприемлемые или глупые,  - это самое верное средство подавить их творческие способности.  К мыслям,  высказываемым детьми,  родителям следует относится с уважением.  Более того,  родители должны поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи,  развивая тем самым их мотивацию и настойчивость. 

 Восприятие и ценности творчески одарённого ребёнка значительно отличаются от тех,  что присущи социальной группе,  членом которой он является.  Такой ребёнок нуждается в понимании и поддержке родителей,  с тем чтобы сохранить творческие способности и не быть асоциальным.  Родители не могут устранить все препятствия на пути ребёнка,  но могут помочь ему преодолеть их и вырасти настоящей творческой личности. 

Разложи подарки по коробкам. Дидактическая игра. Карточки для игры

     







Картотека игр по сказкам

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога